Шлам, смолистые продукты окисления масла, ржавчина вызывают явление застойной нечувствительности, закупоривают дроссельные шайбы, заклинивают золотники. Воздух, содержащийся в масле в виде пузырьков, снижает скорость передачи гидравлических импульсов, вызывает пульсацию давления в проточных линиях, уменьшает запас устойчивости системы регулирования. Система регулирования и, главным образом, система смазки ухудшают масло: нагревают его, вспенивают, обводняют, например, через неплотные маслоохладители, концевые уплотнения турбин.
Таким образом, в процессе работы отдельных узлов паротурбинной установки происходит ухудшение эксплуатационных свойств масла. Неудовлетворительное по качеству масло усложняет эксплуатацию турбины и ухудшает работу элементов маслоснабжения (насосов, баков, фильтров, охладителей и др.). (увеличить изображение)
Главный маслобак выполняет две основные функции: - во-первых, он служит емкостью, обеспечивающей маслом все маслосистемы; - во-вторых, в баке отработанное масло фильтруется и отстаивается от воздуха, воды, механических примесей, а также от вредных продуктов разложения масла и коррозии поверхностей маслопроводов и оборудования. Выполнить свое назначение масляный бак может лишь при правильной конструкции и заботливой эксплуатации. Именно от маслобака в первую очередь зависит срок службы масла. При правильной эксплуатации этот срок может достигать 10 лет и более, в то время как при небрежном отношении он может быть и меньше года. Масляный бак должен иметь достаточно большие размеры. Масло должно находиться в баке определенное минимальное время, в течение которого оно освобождается от воды и воздуха. При недостаточной вместимости бака масло, поступающее из подшипников с определенным содержанием воздуха и воды, не успевает восстановить свои прежние свойства и постепенно приобретает характер эмульсии. При этом его смазывающие свойства ухудшаются и, следовательно, температура в смазочном слое повышается, что способствует более быстрому старению масла и сокращает сроки его замены. Интенсивно вспененное масло не успевает освободиться от пузырьков воздуха в баке, и к насосу поступает масловоздушная смесь. При сжатии воздуха в насосе повышается температура пузырьков.
Выделившаяся теплота, несмотря на ничтожно малое количество и кратковременность воздействия, существенно катализирует окисление масла. За насосом сжатые пузырьки постепенно растворяются, а содержащиеся в воздухе примеси (пыль, водяной пар) переходят в масло, загрязняя и обводняя его. Все это приводит к ухудшению качества масла, снижению надежности и экономичности элементов масляной системы и всего паротурбинного агрегата.
Кроме того, при большом содержании воздуха в масле может происходить образование воздушных мешков во всасывающих полостях резервных маслонасосов, а это при пуске насосов может вызвать срыв их работы. Поэтому во всех элементах системы смазки следует предупреждать возможность насыщения масла воздухом, а в масляном баке -создавать благоприятные условия для его выделения. Исследования показали, что время всплывания пузырька воздуха тем меньше (а значит, выделение воздуха тем интенсивнее), чем крупнее пузырьки и чем меньше вязкость масла. Слив масла как из подшипников в корпуса, так и в маслобак должен быть плавным, спокойным. В бак сливают нагретое масло, чтобы его вязкость была меньше.
Масляный бак емкостью 127 м3 установлен на отметке 0,0 м. Во время работы турбоагрегата уровень в баке уменьшается на величину емкостей аварийных бачков и демпферных баков, маслопроводов, маслоохладителей. Главный маслобак разделен промежуточными фильтрующими перегородками на три отсека: грязный, промежуточный и чистый. Наиболее насыщенное воздухом и водой масло от подшипников поступает в грязный отсек. Затем через фильтры грубой очистки масло проходит в промежуточный отсек. Чистый отсек отделен от промежуточного сетчатыми фильтрами тонкой очистки. Наличие в системах маслоснабжения частиц загрязнений размером свыше 100 мкм не допускаются.
Во время эксплуатации необходимо контролировать разницу уровней в чистом и грязном отсеках главного маслобака. При увеличении перепада более 200 мм производится чистка сеток. В промежуточный отсек обязательно под уровень сливается относительно чистое масло из системы регулирования. Это позволяет избежать насыщения чистого масла воздухом.
Дно масляного бака имеет уклон для возможности периодического слива шлама, отстоя, воды и грязи. Патрубки забора масла насосами смазки и регулирования размещают как можно ниже для того, чтобы брать деаэрированное масло. При этом, конечно, учитывается, что придонный слой масла содержит механические примеси, воду и шлам.
Верхняя часть масляного бака вентилируется с помощью эксгаустеров - вытяжных вентиляторов. Это способствует выделению воздуха из масла. Такая вентиляция необходима еще и потому, что масло, поступающее на уплотнения генератора с водородным охлаждением и препятствующее утечке водорода из него, заносит водород в масляный бак. Образование гремучего газа - смеси, выделяющихся из масла в баке воздуха и водорода, - грозит взрывом. Поэтому необходима постоянная вентиляция бака.
|