В стационарных турбоагрегатах применяют подшипники скольжения. Радиальные подшипники воспринимают усилия, направленные перпендикулярно оси вращения, и фиксируют надлежащее положение вращающегося валопровода относительно неподвижного статора. Осевые подшипники воспринимают нагрузки, направленные вдоль оси вращения, и обеспечивают в определенных пределах постоянство осевых зазоров в проточной части турбины. Надежная работа подшипников турбины и генератора возможна только при непрерывной подаче масла на смазку. Для повышения надежности работы подшипников следует избегать загрязнения, обводнения и окисления масла.
Причины повреждения подшипников: - конструктивные ошибки; - дефекты изготовления подшипников; - дефекты монтажа и ремонта (нарушение технологии сборки, несоосность вала и подшипника, неравномерное распределение масла по подшипникам и др.); - неудовлетворительная эксплуатация турбины, подшипников и систем смазывания (перегрузка подшипников, главным образом, осевых; вибрация валопровода; - наличие в масле воды, грязи, воздуха; чрезмерно высокая или, наоборот, очень низкая температура масла; прекращение подачи масла).
Статистика показывает, что 2/3 всех аварий подшипников происходит из-за прекращения или существенного уменьшения расходов масла. В отдельных случаях при непродолжительных (1-2 секунды), но повторяющихся нарушениях подачи масла к подшипникам и водородным уплотнениям происходит коренное изменение металлографической структуры баббита и образование высокотвердых и острых кристаллических включений, способных подобно алмазному резцу повреждать шейки и гребни валов. Прекращение подачи масла при номинальной частоте вращения вала за несколько секунд приводит к расплавлению баббита в наиболее нагруженных подшипниках, а это вызывает задевание вала об уплотнения и может привести к растрескиванию шейки вала и повреждению проточной части. Тяжелые последствия такой аварии требуют особенно надежного обеспечения подачи масла в подшипники.
|